Зачем нужен бизнес план и каковы его основные компоненты

В свое время я не понимал, зачем нужен бизнес план. При упоминании этого понятия у меня в голове всплывала пугающая картина целого талмуда с кучей расчетов на много лет вперед.

Сейчас я понимаю, что слишком формально и неправильно это воспринимал. Такую же ситуацию я наблюдаю и у других. К тому же многими бизнес план воспринимается, как документ, который нужен для получения грантов или кредитов. А если необходимости в грантах и кредитах нет, то и планирование не обязательно.

Зачем нужен бизнес план и каковы его основные компоненты? Разберем в статье.

Зачем нужен бизнес-план

Что такое бизнес-план

Как поезд не может ехать без направления, так и бизнес не может быть хаотичным.

Проведу аналогию с отпуском.

Собираясь в отпуск, ты первым делом планируешь, где именно ты хочешь его провести. В зависимости от выбранного места, подготовка к нему может сильно отличаться.

Если ты собираешься посетить, допустим, Кубу, тебе будут нужны билеты на самолет. Если место отдыха в России и можно добраться наземным транспортом, ты будешь планировать покупку ж/д билетов или решишь поехать на авто.

В зависимости от времени года, климата и страны ты решаешь, какую взять одежду, какую валюту купить, подбираешь подходящие лекарства, делаешь необходимые прививки питомцам, если планируешь брать их с собой.

Уезжая на 1-2 месяца ты позаботишься об оплате коммунальных услуг, поливе цветов, присмотром за квартирой за время твоего отсутствия, перекроешь воду и газ.

Ты тщательно все распланируешь, чтобы во время отдыха ни за что не переживать и быть спокойным, что дома все нормально: цветы не завянут, соседей не зальет, после отпуска тебя не будет ждать гора счетов.

Но почему то в бизнесе некоторые люди игнорируют составление бизнес-плана — дорожной карты на пути к своему материальному благосостоянию.

Наверное, причина этому — российский менталитет, который можно описать кратко, но емко: “Пока гром не грянет, мужик не перекрестится”.

Мы даже инструкцию к технике читаем только тогда, когда уже что-то сломалось. Хотя, прочитай мы ее раньше, поломки можно было бы избежать. Но в случае с техникой потери невелики.

В случае с бизнесом все будет гораздо болезненней. Потому что, кроме потери времени, ты потеряешь более внушительную сумму инвестиций. И хорошо, если это будут твои личные накопления. Если же это заемные деньги, то кредиторы еще долго будут напоминать тебе о твоей легкомысленности.

Форма бизнес-плана

План своего бизнеса это процесс творческий.

Так как именно ты будешь творцом своего бизнеса, будет ошибкой поручить разработку бизнес-плана специалистам. Ни за какие деньги они не смогут учесть всех нюансов твоего дела и просчитать все возможные варианты развития событий.

Когда у тебя перед глазами план, неважно в каком формате — на бумаге, в виде интеллект-карты или презентации — ты будешь видеть все основные этапы и возможные риски, тебе будет гораздо легче предугадать и не допустить катастрофы.

Бизнес-план, это своего рода пьеса, сценарий, по которому будет развиваться твой бизнес. Представь, что актеры вышли на сцену, не читая пьесы. О чем будет этот спектакль? Для кого? Как он будет называться? “Кто в лес, кто по дрова” или “Однажды Лебедь, Рак, да Щука”?

Еще это можно сравнить с составлением плана лечения.

Все начинается с постановки диагноза. Затем рассматриваются все возможные варианты вмешательства с учетом поставленного диагноза. Окончательный вариант лечения принимается совместно врачом (предпринимателем) и пациентом (ЦА). При этом важно учитывать финансовое положение пациента, знание, опыт и технические возможности врача.

Говоря же о творческом подходе, я имею ввиду, что нужно делать это так, как тебе нравится. Чапаев, например, после того, как Петька сказал, что он ранен, назвал его дураком и стал объяснять ему, где должен находиться во время боя командир, используя картошку из чугунка.

Цель бизнес-плана

Мы организовываем свое дело в первую очередь для того, чтобы что-то приобрести. Для бизнеса, как и для большинства ситуаций нужно вдохновение.

Обучаясь в Школе Коучинга я, как “Отче Наш” запомнил постулаты хорошо сформулированной цели.

Один из них гласит: “Цель должна быть позитивно сформулирована”.

Например, человек говорит: “Я не хочу болеть”. Это негативная формулировка. А вот “Хочу быть здоровым” — позитивная. “Хочу избавиться от безденежья” — негативная. “Хочу зарабатывать 200 тыс. рублей в месяц” — позитивная, к тому же, измеримая.

Что касается вдохновения, то его можно испытывать, только если цель твоего бизнеса — твоя личная, а не навязанная извне.

Молодой человек видит рекламу «Porsche Cayenne». Там в машине сидит прекрасная девушка. Юноше хочется иметь отношения с такой девушкой, и чисто на подсознании у него появляется связка «хорошие отношения — наличие Porsche Cayenne».

Он начинает зарабатывать на Porsche, он зарабатывает на него всеми правдами и неправдами, покупает его, а девушка почему-то не появляется. Оказывается, она не является дополнительным аксессуаром к автомобилю и в автосалоне не предлагается. И теперь уже сама машина не радует. Стоит дорого, миллионов 8-11, но то удовольствие, которое планировалось, почему-то не возникает.

Когда мы достигаем чужих целей, мы ни разу не радуемся. Либо радость есть, но очень преходящая, как от покупки чего-нибудь. Вроде бы нужная вещь, вроде бы купил и пока покупал, радовался, а как только купил, положил на полку и даже забыл.

Поэтому, первое с чем необходимо определиться — это со своими целями.

Когда есть план своего дела — есть концентрация. План позволяет держать фокус. Он не только направит на верный путь, но и эмоционально поддержит тогда, когда появятся трудности.

Всегда помни о своей мечте, ради которой ты все организовал.

Основные компоненты бизнес плана

Я не буду перечислять те компоненты бизнес плана, о которых пишет каждый второй:

  • учесть необходимые расходы;
  • рассчитать вероятную прибыль;
  • заложить риски и форс-мажоры;
  • и т.д.

Нет, я простыми словами, на житейских примерах, объясню, какие моменты нужно учитывать при составлении бизнес плана. А уж оформить их в его пункты ты сможешь самостоятельно. Тебе нужно ответить себе на четыре вопроса: что ты будешь продавать, кому ты будешь продавать, как и где ты будешь продавать.

Что продавать

Одним из первых шагов на пути к созданию успешного дела является определение НИШИ. Говоря простым языком,  ниша — это СФЕРА, в которой ты будешь развивать свой бизнес.

Продажа автомобилей с пробегом — ниша, частные детские сады — тоже ниша. Каждая нишевая категория имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при выборе и в дальнейшем при создании бизнеса.

Представь, что ты хочешь отдать своего ребенка в какую-нибудь секцию или кружок. И, не спрашивая о его предпочтениях, определяешь его в музыкальную школу по классу фортепиано.

Через некоторое время ребенок тебе говорит, что ему не нравится. Если бы перед тем, как отдать своего ребенка на фортепиано, ты спросил бы у него, хочет ли он заниматься на пианино, то понял бы что это ему не интересно. Он считает, что это скучно и нудно и вообще, пианино его бесит.

Он хотел бы играть в футбол или заниматься стрит-джазом. И если бы ты заранее задал ребенку этот вопрос, то скорее всего ты бы не мучал его эти несколько месяцев.

То же самое бывает и в бизнесе. Люди берут первую попавшуюся нишу, не спросив себя, нравится ли мне то, на чем я собираюсь строить свое дело?

Вероятно, у тебя тоже есть какие-то предпочтения. То, что тебя вдохновляет и зажигает. То, чем ты готов заниматься бесплатно и даже приплачивать за это.

Кому продавать

Предпринимателю-новичку может казаться, что изучать целевую аудиторию не нужно — ведь его продукт нужен буквально всем. Но так только кажется.

Изучать ЦА нужно каждому бизнесу, чтобы лучше понимать задачи потенциальных клиентов и предложить их решение с помощью своего продукта.

Например, ты живешь в деревне и у тебя в саду растут шикарные яблоки. Ни у кого в округе таких нет. И ты решаешь начать их продавать.

Ты обращаешься на завод по производству соков и получаешь отказ: им выгоднее закупать гораздо большие партии яблок, чем ты можешь предложить.

Ты продолжаешь искать варианты и в газете натыкаешься на объявление скупщиков: “Прием яблок от населения по 10 руб. за килограмм”. Теперь ситуация меняется — невыгодно получается тебе.

Тогда ты решаешь продавать яблоки на местном рынке. Но за предложенную тобой цену односельчане не хотят их покупать. К тому же у них самих в огородах есть по 1-2 яблони. И пусть яблоки у них не такие сочные и вкусные, но деревенский народ непривередливый и прижимистый, покупать дорого не хотят.

В конце концов, сват из города подсказывает тебе попытать счастья на городском рынке. В выходной день ты берешь пробную корзину яблок и отправляешься на городской рынок. Увидев твои яблоки, горожане выстраиваются в очередь, а ты вынужден говорить, чтобы больше не занимали — яблок на всех не хватит.

Вот так влияет выбор целевой аудитории на продажи в частности и успех бизнеса в целом.

Как продавать

Клиенты не придут сами, поэтому нужно определиться с  инструментами, способами и приемами, которые помогут тебе вызвать интерес у твоей ЦА, а самое главное, необходимо детально изучить то, что ты предлагаешь, будь то продукт или услуга.

Неважно, какой у тебя бизнес — в интернете или офф-лайн — в обоих случаях перед тобой встанут вопросы продвижения. Маркетинга.

И, если ты хорошо проработаешь первые два вопроса, о которых я писал выше, твоя задача сильно упростится. Ты будешь понимать, что поможет твоему продвижению, а что сольет твой рекламный бюджет “в пельменную”.

Вспомни время, когда на нашем рынке начали появляться сковородки TEFAL с антипригарным покрытием.

Тогда маркетологи, которые разрабатывали стратегию продвижения на российском рынке, игнорировали русский менталитет, взяв за основу имеющийся западный опыт.

То есть решили продавать этот товар в России, забыв постулат «что русскому хорошо, то немцу — смерть»

Они продвигали этот товар, делая акцент на том, что на этих сковородках можно жарить без масла. Мол, при этом не будут образовываться канцерогенные соединения, а это очень полезно для здоровья.

Если бы они изучили наш рынок или провели опросы людей, которые уже купили их продукт, они были бы шокированы результатом.

Потому что самым частым ответом на вопрос “В чем вы видите главное преимущество тефлонового покрытия?”, был ответ “Его легко и быстро мыть”, а совсем не потому что это “Полезно для здоровья”.

Изменив стратегию продвижения, они бы сэкономили огромную часть рекламного бюджета и в несколько раз увеличили бы продажи.

Маркетинг не ограничивается изучением только лишь потребностей клиентов. На твои продажи будет влиять много факторов.

Даже место, география, по которой ты планируешь продавать имеет значение.

Где продавать

Спускаясь или поднимаясь по длинным эскалаторам в Московском метро я, от нечего делать, рассматриваю рекламные баннеры, размещенные на протяжении всего спуска-подъема. Разумеется, эти рекламные места продаются. Баннеры висят там не просто так.

Эскалатор движется достаточно медленно и я успеваю прочитать все предложения и условия. В этом случае место для продажи рекламы выбрано правильно.

Совсем другая картина, когда я вижу похожие рекламные послания со множеством подробностей на билбордах вдоль автомобильной дороги. У меня есть 1-2 секунды посмотреть на них, проносясь на скорости 60-90 км/час.

Успею ли я вникнуть в суть предложения? Много ли прибыли принесет такая реклама? Или попросту сольет бюджет в канаву, которая проходит вдоль этой дороги? Думаю, ответы очевидны.

Здесь я рассмотрел только основные компоненты бизнес-плана

Есть еще множество вопросов, которые ты должен себе задать, чтобы твое продвижение приносило тебе прибыль, а не убытки. Главное, чтобы эти вопросы были правильные.

Задавая себе правильные вопросы и находя ответы на них, ты наработаешь собственный опыт, расширишь свои знания о выбранной нише, своем продукте, целевой аудитории и способах продвижения.

Зная все это, ты будешь находиться в шаге от того, чтобы стать успешным предпринимателем.

Надеюсь теперь ты понимаешь зачем нужен бизнес план. Проголосуй, пожалуйста, помогла ли тебе разобраться в этом моя статья
Помогла
0%
Не помогла
0%
Проголосовало: 0
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Алексей Дроздов/ автор статьи

Сертифицированный коуч, интернет-маркетолог с 2011 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: